Доп.программа Капельки — копия

Паспорт программы
Дополнительная общеобразовательная программа по направлению
художественная деятельность /вокально-хоровое/ исполнение.
Руководитель программы: Хутиева Нина Николаевна.
Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение-детский сад № 15 п.Садового.
Адрес: РСО-Алания, Моздокский район п.Садовый ул.Театральная, 16.
Электронная почта: khutievan@mail.ru
Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении -детский сад № 15 п.Садового.
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Социальный статус: воспитанники дошкольного образовательного
учреждения
Цель программы: сделать процесс обучения детей пению увлекательным и
радостным, развивать певческие способности детей в условиях
дополнительного образования детей в ДОУ, используя здоровьесберегающие
и игровые технологии.
Направленность программы: художественная
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: ознакомительный
Способ освоения содержания образования: креативный

ВВЕДЕНИЕ
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет
существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития
ребёнка. А дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования
и развития певческого голоса. Голос ребёнка – естественный инструмент, который
обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские
голосовые связки короткие и тонкие – отсюда особое звучание детских голосов,
нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому обучение детей
певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса
и сохранения его естественного звучания. Хрупкий голосовой аппарат ребёнка
требует особого внимания и бережного отношения. Таким образом, задача охраны
детского певческого голоса является главной и предусматривает внедрение
здоровье- сберегающих технологий в процесс певческой деятельности.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь
и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на
сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции
дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное
формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие
технологии,
используемые
в
непосредственно
образовательной деятельности при подготовке к пению, помогают развивать
музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье и являются
одним из средств духовного и физического развития ребенка, а также решают
задачи по совершенствованию и улучшению речи детей.
В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания
интереса детей к музыкально-оздоровительной деятельности являются игровые
технологии.
Игровые технологии позволяют:
• поддерживать интерес к вокалу, давая специальные знания, умения и
навыки;
• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства,
потребности, интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в
самостоятельной деятельности,
• повышают уровень развития познавательной активности и творческих
способностей.
Таким образом, исходя из актуальности использования здоровьесберегающих и игровых технологий разработана данная программа.

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020№ 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; далее 273 ФЗ;

- Приказ

Министерства
Просвещения
Российской
Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.№ 196»;

- Приказ

Министерства
Просвещения
Российской
Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;

- Постановление

Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

- Приказ Министерства Просвещения № 629 от 22.07.2022 г. «Организация
и осуществление образовательной деятельности по Программам дополнительного
образования».
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения-детский сад № 15 и с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся на занятиях естественнонаучной направленности и
спецификой работы учреждения.

-

Новизна Программы заключается в реализации здоровье- сберегающих и
игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности.
Программа дополнительного образования разработана с учётом программ:
• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракса, Т.С. Комарова,
М.А. Васильева);
• Программа «Ладушки» Каплунова, И.М., Новоскольцева И.А.;
• Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы детском
саду: занятия, игры, упражнения;

•
•
•
•
•
•

Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет;
Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению;
Гаврючина Л.В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ;
Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей;
Морева Н.А. Музыкальные занятия в дошкольном учреждении;
Евтодьева А.А. Учимся петь и танцевать, играя.

Актуальность Программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ
вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа вокального кружка «Капельки» в условиях дополнительного
образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте 5-7
лет и рассчитана на 1 год. В ходе реализации программы сочетается групповая
(работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). В коллектив
принимаются все желающие дети, обладающие необходимыми вокальными и
музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное
физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к избранному
направлению. Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную
подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки,
приобретают навыки выступления перед зрителями. Одаренные и способные дети
при успешной подготовке, прочном освоении музыкального репертуара и
вокально-интонационных навыков могут привлекаться к участию в городских,
межрегиональных конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях. Особенности
работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями дошкольников в
воспроизведении вокального материала.
Цель Программы: Сделать процесс обучения детей пению увлекательным и
радостным, развивать певческие способности детей в условиях дополнительного
образования детей в ДОУ, используя здоровьесберегающие и игровые технологии.
Обучение и срок реализации Программы: 01.09.2023г. – 30.06.2024 – 80
часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю /среда и пятница/ с 15.30 до 16.00 /во
вторую половину дня/.
Количество детей в кружке – 9 чел.
Форма обучения: очная.
Язык обучения: русский.
Продолжительность занятий 25-30 минут при наличии сменной
игровой деятельности, включения динамических пауз (3-5 минут).
К концу года дети должны уметь: - узнавать знакомые мелодии и различать высоту
звуков (высокий - низкий); - вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные
фразы; - двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки; - выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши,
поворачивать кисти рук; - различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

Задачи:
Обучающие

•

Обучить
навыкам
бережного
отношения
к своему
здоровью, охране голоса;
•
Углубить знания детей в области музыки: классической,
народной, эстрадной;
•
Обучить детей вокальным навыкам;
•
Привить навыки сценического поведения.
Развивающие


Развивать музыкально-эстетический вкус;

Развивать
певческий
голос
и
вокально-слуховую
координацию, используя игровые методы и здоровьесберегающие технологии

Расширять диапазон певческого голоса;

Развивать звуковую культуру речи, умственные способности.
Воспитательные

Воспитывать
нравственно-коммуникативные
качества
личности дошкольника;

Формировать музыкальную культуру;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оздоровительные

Укреплять физическое и психическое здоровье через
здоровье сберегающие технологии;

Формировать правильную осанку.
Цель и задачи решаются на основе песенного репертуара, применения
соответствующих технологий, методов и приёмов обучения.

Развивать певческий голос и вокально-слуховую координацию,
используя игровые методы и здоровьесберегающие технологии;

Расширять диапазон певческого голоса;

Развивать звуковую культуру речи, умственные способности.
Воспитательные

Воспитывать
нравственно-коммуникативные
качества
личности дошкольника;

Формировать музыкальную культуру;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оздоровительные



Укреплять физическое и психическое здоровье через
здоровье сберегающие технологии;

Формировать правильную осанку.
Цель и задачи решаются на основе песенного репертуара, применения
соответствующих технологий, методов и приёмов обучения.

Основные принципы обучения пению
Программа соответствует следующим принципам:

1.
Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в
процессе обучения детей пению, одновременно воспитывает у них любовь к
прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У детей
развивается внимание, воображение, мышление и речь.
2.
Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем
вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют
возрасту и уровню музыкального развития детей.
3.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в
начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят
от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
4.
Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль
играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие
различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное
чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием
наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
5.
Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной,
волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром.
Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого,
наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и
художественное исполнение песни.
6.
Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время
забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения
утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение

песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы
нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим
повторением, а сознательным его воспроизведением.

Формы занятий.
• Коллективная работа;
• Индивидуальная работа;
• Беседа;
• Распевание по голосам;
• Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
• Дыхательная звуковая гимнастика;
• Артикуляционные упражнения;
• Музыкально-дидактические игры и упражнения;
• Концертные выступления;
• Участие в творческих конкурсах различного уровня.
Такая система обучения и воспитания вселяет в воспитанников на
каждом этапе обучения ощутить чувство внутреннего удовлетворения и
добиться определённых результатов.
Направления работы по совершенствованию голосового аппарата
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый
педагогический процесс, представляющий собой планомерную работу по
совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию
и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс
музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном
единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает
решению следующих задач:
1. Певческая установка.
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь
можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и
свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать

несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На
репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание
происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой
практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика
воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются
смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка,
у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много
индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешнефизиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила
по формированию певческого дыхания:

1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на
зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога.
Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью
дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ
не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует
общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос
стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это
служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению
челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку
возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через
нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. К
тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию
(общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха,
которое вентилируется только при вдохе через нос). Работая над экономным и
более или менее продолжительным выдохом, достигается протяжённость дыхания.
Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно
глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе
дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и
напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития
навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном
дыхании всю фразу, если она не очень длинна.

3. Артикуляционная работа.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования
гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта
раскрывается широко, глотка становится узкой. Использование упражнения для
раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения.
Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более
затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более
расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает собранностью и
остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой
позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при
пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и
глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать
работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и
расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других
гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к
певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое
нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять
использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного
«й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью
артикуляционного аппарата.
Важная задача – научить детей связному и отчётливому исполнению гласных
в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость
произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого
нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных
движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба.
Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и
маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки
звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с
согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного
пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса -

искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного
темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В
работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь
упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в
умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная
с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной
энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует
выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном
отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения
полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если
дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для
овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических
упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном
репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет
выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей
подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям
прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить
кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед
детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала
следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей
помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый
аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для
создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение.
Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных
тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и
стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля
В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг к другу,
соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному
артикулированнию. Чувство ансамбля воспитывается путём

одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети
должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос
общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Подбирать репертуар для детей, согласно их певческим и возрастным
возможностям. Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной
аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических
упражнений развиваются артистические способности детей.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокальнотехническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию
сценического образа.
Структура
деятельности

•
•
•
•
•
•

непосредственно-образовательной

Музыкально-коммуникативная игра-приветствие
Музыкотерапия
Музыкально-дидактические игры
Распевание (подготовка голосового аппарата ребёнка к разучиванию и
исполнению вокальных произведений)
Работа над разучиванием песенного репертуара (работа над чистотой
интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам,
динамическими оттенками)
Песенное творчество
Предполагаемы результаты:

• Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному
•
•
•
•

творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в
импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
Петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; произносить отчётливо слова,
своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении
музыкального инструмента;
Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в
ней чувства и настроения;
Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и
музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и
ослабляя звучание);
Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные её
отрезки с аккомпанементом;

• Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно
•
•

свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
Активно участвовать в выполнении творческих заданий.

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Должен уметь:
- заинтересованно слушать

Должен знать:
- многие исполняемые любимые
песни,
выученные в течение года.

песню, чувствовать её
характер
и настроение;
- петь несложные песни в
удобном диапазоне,
исполнять
их выразительно и
музыкально,
правильно передавать
мелодию;
- сохранять правильное
положение корпуса при
пении,
свободно артикулируя,
правильно распределяя
дыхание;
- петь индивидуально и
коллективно, с
сопровождением и без него.

Национальнорегиональны
йкомпонент
Должен знать:
- песни
детских

Должен уметь:

композиторов
,
- петь самостоятельно, эмоционально- понимать их
выразительно, с музыкальным
содержание.
сопровождением и без него;

Должен

- различать в песнях вступление,
припев,
запев, проигрыш, заключение
-петь по руке дирижёра;
- самостоятельно импровизировать

уметь:

мелодии на заданную тему.
Должен владеть:
- певческими умениями и навыками
(звукообразование, звуковедение,
точность интонирования, певческая
дикция, правильное дыхание).
Должен иметь представление:
- о различных видах песни;
- об истоках народной песни;
- о специальных терминах, связанных
с
певческой деятельностью.

песни на
родном
языке.

выразительно
исполнять

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМЫ ЗАДАНИЙ
№№
п/п
1. Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и
тучка»
2. Артикуляционная гимнастика «Шаловливый
язычок»
3. Разучивание песни «Осень, осень к нам
пришла…»
4. Музыкально-дидактическая игра «Лесенка-чудесенка»
5. Песня «Раз ладошка, два ладошка»
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Всего
часов

Теорити- Практи- Форма контроля
ческих
ческих
и аттестации

2

2

игра

2

1

1

Смотр умений

2

1

1

занятие

2

1

1

смотр

2

1

1

Музыкально-дидактические игры «Прогулка» и т.д.
Упражнение на дыхание «Восход-рассвет»
Хоровод «Вместе весело шагать по
просторам…»
Распевка «жучка и кот»
Упражнение на дыхание «Большой животик»

2

1

1

Смотрразучивание
игра

1

2
1

Смотр умений
собеседование

2
2

1

1
2

Песня «Во поле береза стояла»
Упражнение на дыхание «Удивлялки»
Обучение приемам разучивания песен
Артикуляционная гимнастика
Дыхательные и звуковые упражнения «Ми-мими», «Ниточка»
Распевка «Зайка», «Андрей-воробей»
Упражнение на дыхание «Бросаем мяч»
Импровизация попевок «Зайка, зайка, где
бывал»
Музыкально-дидактические игры на
звукоподражание «Узнай по голосу».
Импровизация попевок «Как тебя зовут»,
«Спой радостно, грустно, с удивлением»,
Вопрос-ответ.
Песня «Бабушка, испеки оладушки»
Упражнения для горла «Лошадка, ворона,
Змеиный язычок»
Распевки «Вальс», вверх- вниз»
Песня «Про Новый год»
Музыкальные импровизации «Как гудит
пароход, как летит самолет».
Упражнение на дыхание «Песня ветра, песня волка», закрепление знакомых песен.
Фонопедическое упражнение «Снежинка»
Игра с пением «Метелица»
Артикуляционная гимнастика «Гудок парохода, Трактор»
Музыкально-дидактическая игра «Телефон»
Закрепление песни «Раз - ладошка»

2
2
2
3
4

1

1
2
2
3
2

3
2
2

1
1

2
1
2

смотр
Контроль
знаний
смотр
контроль
дискуссия
Смотр умений
Контроль
умений
слушание
собеседование
слушание

3

задания

2
2

2

3
3

1

2

контроль

2
2

1
1

1
1

слушание
Смотр-контроль

1
2
1

1

1
1
1

задания
Смотр умений
контроль

3

1

2

контроль

3
2
2

1
1
1

2
1
1

контроль
игра
Смотр-конкурс

2
1

1

1
1

слушание
контроль

32.
33.
34.
35.
36.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото»
Песня «Веселая капель»
Упражнения на дыхание
Музыкальная игра «Времена года в цвете и
звуке»
Музыкальная игра «Мелодическое эхо»
Общее количество:

4

1

3

игра

2
2
3

1

1
2
2

слушание
смотр
Отчетный концерт
закрепление

1

2
80

2
24

56

Тематическое планирование занятий по вокалу
1 год обучения

№
п/п

Темы занятий

Общее
кол- во
часов

1.

Введение, знакомство с голосовым аппаратом

1

2.

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

2

3.

Знакомство со строением голосового аппарата.

2

4.

Разучивание нового музыкального материала.

2

5.

Работа над техникой дыхания. Учимся петь на опоре.

1

6.

Вокально-хоровые упражнения на дикцию, артикуляцию.

1

7.

Использование элементов ритмики, работа над сценической культурой.

1

8.

Работа с микрофоном.

1

9.

Работа над чистым интонированием в одноголосном исполнении.

1

10.

Работа над музыкальным материалом.

1

11.
12.

2
2

13.

Работа над песнями (фразировка, динамика, характер произведения)
Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры и
упражнения).
Работа над расширением диапазона

14.

Работа над мелодическим слухом.

1

15.

Работа над мелодическим слухом.

1

16.

Пение a cappella (а капелла).

2

17.

Выявление индивидуальных красок голоса (тембр).

2

18.

Работа над разнообразным ритмическим рисунком.

2

19.

Особенности ритма в музыкальном произведении.

1

20.

Краски музыки и голоса. Унисон

2

21.

Сольное пение

5

22.

1

23.

Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в
произведении.
Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato).

24.

Работа над художественным образом в песне.

3

25.

Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом.

2

26.

Вокализ в музыкальном произведении.

1

27.

Работа над певческим дыханием, расширением диапазона. Цепное дыхание.

1

28.
29.

Упражнения для раскрепощения голосового аппарата (по Емельянову)
Работа над фразировкой и звуковедением.

1
2

2

2

30.

Устойчивое интонирование. Движение под музыку.

3

31.

Работа над дикцией, динамикой.

2

32.

Работа над характером в музыкальном произведении

3

итог
о

56

Содержание программы
Занятия при планировании делятся на блоки, которые строятся в
соответствии с уровнем готовности учащихся к постановке и реализации
музыкально-творческих задач.
Перечень блоков:
1. Вокально-хоровая работа.
2.Восприятие музыки.
3.Музыкально-ритмические движения.
4.Игровые и творческие задания.
5.Концертная деятельность.
Обучение ведётся преимущественно в игровой форме. Основные игры
– обучающие направлены на развитие:
 Звук высотного интонирования
 Дыхания
 Ладового чувства
 Артикуляции и дикции
 Ритмического чувства
 Наблюдательности, внимания
 Мышления
 Фантазии, воображения
 Речи
 Координации движений
 Творческих способностей
 Артистизма

Формы и методы работы:
Занятия могут проходить со
всем коллективом, по подгруппам,
индивидуально:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, занятие-репетиция – на которых отрабатываются
концертные номера, закладываются основы сценической культуры, развиваются
актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Концертная деятельность – участие в концертах, праздниках,
конкурсах, фестивалях.
Структура практического занятия:
1. Вводная часть.
- Приветствие

- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребёнка к
разучиванию и исполнению вокальных произведений (разучивание и выполнение
дыхательной, артикуляционной гимнастик, музыкально- дидактические игры,
распеки, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чисто говорки,
упражнения для распевания).
Знакомство и работа над песенным репертуаром. Пауза 1-2 минуты
2. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского
мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по
нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией,
дыхания по фразам, динамическими оттенками.
3. Заключительная часть.
Исполнение песни целиком или выученного фрагмента. Пение с
движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более
эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным
исполнением. Игра.
Методы вокальной педагогики:
Концентрический метод направлен на формирование вокальных
навыков.
Фонетический метод направлен на настройку певческого голоса на
правильное звукообразование, а также на его исправление.
Объяснительно – иллюстративный метод с репродуктивным, при котором
дети, подражая, воспроизводят услышанное.
Метод мысленного пения направлен на развитие музыкально – слуховых
представлений. Метод учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от
переутомления.
Метод сравнительного анализа, при котором сравниваются различные
образы звучания голоса, дети учатся отличать правильное звукообразование от
неправильного, учатся оценивать собственное исполнение, при этом формируется
навык самоконтроля.
Фонопедический метод В.В. Емельянова заключается в использовании
доступных упражнений, адаптированных к особенностям детского восприятия и
физиологическим возможностям голосового аппарата дошкольников.
Прочность усвоения детьми песенного материала, положительная
результативность полностью зависит от богатства и разнообразия не только
методов, но и приёмов.
Приёмы развития вокально-певческих навыков:

Быстрый темп. Максимальное использование методических приемов в
быстром темпе активизирует детей, приносит разнообразие и живой отклик.
Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального
руководителя, разъясняют смысл содержание песни.
Постепенное усложнение заданий. Задания для детей постепенно
усложняются, пение со словами и без слов, вслух и про себя доставляют детям
огромное удовольствие.
Поочередное пение. Большую пользу детям приносит игровое
упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста
и группы, нескольких групп).
Музыкально-ритмические игры. Объединяют все виды музыкальной
деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных
инструментах. В доступной игровой форме дети разбираются в соотношении
звуков по высоте, у них развивается чувство ритма, тембровый и динамический
слух.
Вокально – двигательная гимнастика. Цикл попевок с определённым
фонематическим составом позволяет работать над дыханием, фразировкой,
дикцией и артикуляцией, способствует своевременному и качественному развитию
речи детей дошкольного возраста.
Пение по руке. Рука – нотный стан. Систематические упражнения с
ручными знаками и пение по руке интенсивно развивают координацию между
голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха.
Дыхательные упражнения. Во всех возрастных группах неотъемлемой
частью занятия является дыхательная гимнастика, которая помогает детям
восстановить дыхание, расслабиться.
Развитие дикции. Большую роль в работе над дикцией играют
скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков,
регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижности губ, языка,
щек), они улучшают произношение отдельных звуков, выправляют речь. Для
выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать:
упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые
зарядки, ритмодекламации.
Игровой самомассаж. Выполняя упражнения самомассажа, в игровой
форме дети проговаривают все свои движения чистоговорками, получая радость и
хорошее настроение.
Привнесение игровых моментов. Включение игровых моментов в пение
улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее
настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха,

раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы».
Использование
игрушек,
картин,
образных
упражнений
украшают
образовательную деятельность, делают её более продуктивной, повышают
активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания,
полученные ранее.
Приобретение детьми теоретических знаний. Для формирования
устойчивого интереса детей к певческой деятельности, знакомим их с основными
понятиями хорового и вокального исполнения, даём представление о строении
голосового аппарата, о бережном отношении к своему голосу.
Оценка качества. Оценка детского исполнения песни зависит от возраста
детей, подготовленности. Необходимо поощрять детей, вселять в них уверенность,
осуществлять индивидуальный подход к ребенку при обучении пению. К каждому
ребенку подбирается свой путь воздействия.
Исполнительская деятельность. Потребность в пении, и в выступлениях.
Эти и другие приемы, такие как вопросно-ответная форма или задание закончить
мелодию, начало которой спел взрослый, помогают активизировать внутренний
слух, развить творческое начало.
Охрана детского голоса. Детский голос обладает особыми качествами,
отличающимися от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и
тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда и особое звучание детских
голосов. Легкие у детей также очень малы по своей емкости, поэтому сила голоса
ограничена. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках
детей. Малейшее напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую
легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Громкий
разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух.
Большинство песен для детского сада соответствуют диапазону голоса детей
дошкольного возраста. Но часто дети начинают петь взрослые песни, и, хотя это
нравится родителям, ребёнку это наносит большой вред. Он не может проникнуть в
смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения,
наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не
только портится художественный вкус ребёнка, но и наносится вред голосовому
аппарату.
Нужно удерживать детей от громкого пения; следить, чтобы в повседневной
жизни дети не кричали, не визжали; не пели на улице при температуре воздуха
ниже +18ْ С и влажности выше 40-60%.
Разучивание песни проходит в три этапа:

Знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитатьего как
стихотворение, спеть без сопровождения)
Работа над вокальными и хоровыми навыками;
Проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен поодному,
пение хором).
Приёмы работы над отдельным произведением:
Пение песни с полузакрытым ртом;
Пение песни на определенный слог («ля», «да», «бом» и т.д);
Проговаривание согласных в конце слова;
Произношение слов шепотом в ритме песни;
Выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
Настроиться перед началом пения (точное вступление на первый
звук);
Задержаться на отдельном звуке для уточнения правильности
интонирования;
Анализ направления мелодии;
Использование элементов дирижирования;
Пение без сопровождения;
Зрительная, моторная наглядность.
Методические приёмы по пению:
Пение вслух, про себя (по куплетам).
«Эхо» (тихо – громко).
«Цепочка» (поочерёдное пение).
Хлопаем и маршируем.
Найти попевку по карточкам.
Пение с закрытым ртом.
Пение на распев слогов.
Поём первый звук («настройщик»).
«М» с переходом на «а».
Пение по сигналу (флажок – цветок).
Пение «по секрету» (шопотом).
Игра «хор и дирижер».
«Часики – ходики» (хлоп – топ).
Использование элементов дирижирования.
Показ карточек с положением губ.
«Музыкальная лесенка».
Скороговорки («Барабан», «Уточка» др.).
Пение «a capella».
Сольное и ансамблевое пение.

Оценка качества детского исполнения песни.
Методическое обеспечение программы
Для успешной реализации данной Программы необходимо материальнотехническое обеспечение:
Звук изолированное помещение – музыкальный зал;
Материально-техническое оснащение (ТСО): фортепиано,
музыкальный
центр,
компьютер,
мультимедийное
оборудование,
микрофоны, CD-диски;
3.
Наличие музыкальной литературы для педагога: методическая,
учебная, познавательная;
4.
Наличие наглядно-дидактического обеспечения: портреты
композиторов, иллюстрации, музыкально-дидактические игры и пособия,
детские музыкальные инструменты;
5.
Соблюдение техники безопасности;
6.
Сценические костюмы, необходимые для создания образа и
становления маленького артиста.

1.
2.

Список литературы
1.Приказ Министерства Просвещения № 629 от 22.07.2022 г.
«Организация и осуществление образовательной деятельности по
Программам дополнительного образования».
Программы:

1. Примерная

основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракса, Т.С. Комарова,
М.А. Васильева), М. «Мозаика-Синтез» – 2012.
2. Программа «Ладушки» Каплунова, И.М., Новоскольцева И.А.
Методические пособия:

1. Арсеневская
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

О.Н. Система музыкально-оздоровительной
работы в
детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009г.
Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей, М., 2009г.
Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду»,М.,
Просвещение, 1989г
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, М., 2008г.
Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Первый
уровень: развивающие голосовые игры, СПб, 1999 г.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М.:Сфера,2004г
Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет, Москва,изд.
ТЦ "Сфера", 2008г.
Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Издательство
«Музыкальная палитра», 2008г.

9. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей,

Ярославль.
1997г.
10.Орлова Т.М., Бекина С.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для
развития голоса у детей 6 – 7 лет, М., 1988 г.
11.Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд.
"Учитель", 2009г.
12.Радынова О.П.
Музыкальное
воспитание дошкольников,
М.:
Издательский центр «Академия», 2000г.
13.Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчествастарших
дошкольников, Волгоград, 2009г.
14.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, М.,
Издательство ''Прометей'', 1992г.
15.Тарасова К. статья «К постановке детского певческого голоса»/
«Музыкальный руководитель» №1-2005г.
16.Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика – М.: ООО «ИздательствоАСТ»,
17.2004г.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Оценочные материалы — краткое описание диагностических методик и материалов,
позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. Необходимо
указать сроки и формы проведения контроля, формы фиксации и предъявления результатов.
Входная диагностика практических умений и навыков при работе с попевками.
Тест: «Расскажи, что ты знаешь о нотках?» (например)
1.Расскажт какой формы бусинки7 (круглые, квадратные, длинные)
2. Какого они цвета? (назвать цвета бисера)
3. Как вы думаете, из чего они сделаны? (стекло, пластилин, бумага)
4. Педагог предлагает детям взять нитку (шелковую) и нанизать на нее 10 бусинок одного цвета, а затем
по желанию нанизать бусинки разного цвета. Оценить работу.
Критерии:
Высокий уровень- отвечает на все вопросы;
Средний уровень- отвечает на два вопроса:
Низкий уровень – отвечает на один вопрос.
(проводится несколько тестов)
Текущая диагностика практических умений и навыков при работе с
Тест «Внимательно послушай и выполни задание» (например)
1.Нанижи на нитку разные по цвету бусинки?
2.Сделай колечки из бисера и подумай как из них сделать браслет?
3.Подбери по величине. Форме и цвету разные бусинки и составь из них узор?
Критерии;
Высокий уровень – выполняет все задания:
Средний уровень – выполняет два задания
Низкий уровень – выполняет одно задание
(проводится несколько тестов)
Итоговая диагностика практических умений и навыков при работе с звукми (дается задание на
выполнение направленности кружка)
Тема «Стрекоза»
Задания для детей по проверке знаний, умений и навыков составляет педагог дополнительного
образования. Диагностика состоит из нескольких заданий

ПРИЛОЖЕНИЕ
Протокол
промежуточной аттестации обучающихся в кружке «Капельки»
МБДОУ детский сад № 15
от «____» _________2024 г
Название кружка «Капельки»
Педагог: Хутиева Н.Н.(Ф.И. отчество)
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся I года обучения,
достаточных для их перевода в группу 2 года обучения
2. Формы проведения аттестационных занятий: творческие
3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий.
№ п/п
Фамилия, имя ребенка

Знает

Умеет

Уровень

Самостоятельность
решении
творческих задач

в

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Заключение аттестационной комиссии: знания. умения
соответствуют уровню программы ……………обучения.

Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________

и

навыки

данных

обучающихся

Протокол
входного контроля обучающихся в кружке «_____________________»
МБДОУ детский сад №…………..
от «____» _________202 г
Название кружка «…………»
Педагог: …………………………….Ф.И.отчество
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся I года
обучения.
2. Формы проведения аттестационных занятий: творческие
3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий.
№ п/п
Фамилия, имя ребенка

Знает

Умеет

Уровень

Самостоятельность
решении
творческих задач

в

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Заключение аттестационной комиссии:
соответствуют входной диагностике.

Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________

знания.

умения

и

навыки

данных

обучающихся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».